Задачи, содержание, формы и методы работы тифлопедагога
в специальном дошкольном учреждении
Коррекцию нарушений зрительного восприятия и вторичных отклонений в развитии у детей с патологий зрения невозможно осуществить только на общеобразовательных занятиях. Дети одной категории, большинство из которых имеют различные отклонения в психофизическом развитии, нуждаются в специальной коррекционной помощи тифлопедагога.
Квалификационная характеристика тифлопедагога подтверждается государственным нормативным документом, который определяет назначение тифлопедагога, содержание и сферу его профессиональной деятельности, а также характеристику основных знаний умений и навыков по данной специальности.
Тифлопедагог дошкольного образовательного учреждения является ведущим специалистом, координирующим и направляющим коррекционно-педагогическую работу. В общем коррекционно-педагогическом процессе, осуществляемом в детском саду для детей с нарушением зрения, специальные коррекционные занятия тифлопедагога играют роль пропедевтики - подготовки детей к различным видам деятельности.
Тифлопедагог решает также задачу снятия психоэмоционального напряжения, связанного с отрицательным влиянием на психику детей аппаратного решения.
Тифлопедагог совместно с воспитателем, медицинским персоналом и родителями осуществляет гармоничное, всестороннее воспитание и обучение детей в соответствии с программой, проводит профилактическую и коррекционно-развивающую работу с детьми с учетом патологии зрения и других нарушений, несет ответственность за охрану жизни и здоровья детей, осуществляет разъяснительную работу с населением и дошкольными учреждениями по охране зрения детей.
Важнейшая задача, которую тифлопедагог решает на коррекционных занятиях всех видов, - формирование у детей навыков социально-адаптивного поведения.
Направления работы тифлопедагога:
1) Тифлопедагогическое обследование детей.
2) Проведение специальных коррекционных занятий с детьми.
3) Участие в методической работе дошкольного учреждения.
4) Работа с родителями детей, посещающих дошкольное учреждение.
Тифлопедагог проводит специальные коррекционные занятия следующих видов:
Тифлопедагог проводит специальные коррекционные занятия следующих видов:
*Социально - бытовая ориентировка;
*Обучение ориентировке в пространстве;
*Развитие зрительного восприятия;
*Развитие осязания и мелкой моторики.
Буркова А.В."Я познаю себя"-рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста.2004
Рабочая тетрадь для совместной деятельности детей и родителей.
В пособии представлены задания, с помощью которых ребенок учится познавать самого себя, общаться, фантазировать, быть организованным.
Буркова А.В."Я познаю мир" -рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста.2006 г.
Рабочая тетрадь для совместной деятельности детей и родителей.
Специально подобранные задания знакомят ребенка с различными свойствами окружающих предметов.
Буркова А.В."Я познаю себя"-рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста. 2008 г.
Рабочая тетрадь в помощь педагогам и родителям.
Предлагаемые в тетради вопросы и задания направлены на реализацию желания ребенка лучше узнать самого себя, близких, изобретать, сочинять.
Буркова А.В. Рабочая тетрадь для практических заданий по развитию зрительного восприятия и формированию представлений об окружающих предметах у детей старшего дошкольного возраста.2009 г.
Практическое пособие для занятий тифлопедагога с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Буркова А.В. "Вместе с ребенком повторяем. Рекомендации тифлопедагога".
В данном сборнике вниманию родителей представлен материал по закреплению лексических тем с детьми раннего возраста с нарушением зрения.2010 г.
Буркова А.В. Программа индивидуальной работы по ознакомлению с окружающим миром младших дошкольников с нарушением зрения. 2011 г.
Буркова А.В. Рекомендации учителя - дефектолога Бурковой А.В.по организации самостоятельной образовательной деятельности детей I младшей (специализированной группы).2012 г.
Буркова А.В. Дидактическое обеспечение непосредственно образовательной деятельности по формированию представлений об окружающих предметах детей 2-4 лет. 2012 г.